сделать стартовой | в избранное | контакты | карта сайта

На главную

Ответы на школьные экзамены
По всем предметам 9 и 11 классов!

ЕГЭ 2011
Все о едином государственном экзамене 2011 года.

Мобильные шпаргалки
По всем предметам!

Готовые домашние задания
Для 10 и 11 классов!

Литература и русский язык:
- Рефераты по литературе
- Сочинения для мобильника
- Изложения (9 класс)
- Биографии писателей и поэтов
- Экзаменационные вопросы по русскому языку
- Хрестоматия по русской литературе
- Рекомендации к письменному экзамену по русскому языку и литературе (сочинение)
- Орфографии и пунктуации
- Скачать изложения
- Шпаргалка по литературе
- Шпаргалка по русскому языку

История:
- Рефераты по истории
- Доклады по знаменитым личностям
- Карты по истории России
- Шпаргалка по истории

Иностранные языки:
- Топики по английскому языку
- Топики по немецкому языку
- Англо-русский словарь
- Шпаргалка по англ. языку
- Полезные материалы

Психологическая подготовка к экзаменам

Коллекция рефератов

Полезное
- Таблица Менделеева
- Единицы измерения
- Гороскоп школьника
- Информация о ЦТ 2008











/ к списку

Язык тела главных героев А.П. Чехова в рассказе “Дама с собачкой”  

План

Введение

1.      Невербальные средства коммуникации главных героев           

А) Жесты, позы       

Б) Фонационные средства 

2.      Личность и характер героев рассказа “Дама с собачкой”

А) Дмитрий Дмитрич Гуров

Б) Анна Сергеевна  

Заключение  

Список литературы

Введение

Язык тела является неотъемлемой частью общения людей друг с другом. Все мы пользуемся языком тела. Такие проявления языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, манера молчать, помогают произвести впечатление на окружающих или скрыть то, что мы хотим сохранить в тайне от посторонних. При помощи языка тела мы зачастую быстро улавливаем настроение нашего собеседника в первые же минуты общения. Например, часто молчаливое послание с помощью языка тела дает больше информации об искренности чувств и истинности отношений между людьми, чем самая многословная тирада. В настоящее время проводят многочисленные разноплановые исследования в области невербальной коммуникации. Специалисты таких отраслей знания, как психология, социология, антропология и лингвистика, пристально изучают аспекты человеческого поведения, так или иначе связанные с функцией коммуникации. В настоящее время различают целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, как, например, кинесика, проксемика, паралингвистика, которые позволяют нам знать о человеческом взаимодействии на микроуровне гораздо больше, чем двадцать – тридцать лет назад. Те интуитивные предположения, которые основывались исключительно на соображениях здравого смысла, во многих случаях получили свое подтверждение. В других — предположения так и остались лишь догадками. Целью работы является проведение исследования в области невербальной коммуникации, которое поможет оценить практическое значение и возможности использования полученных специалистами знаний. Стоит заметить, что совсем недавно межличностная коммуникация рассматривалась только с точки зрения речевого взаимодействия индивидуумов. Сейчас же все больше внимание отводят для серьезного рассмотрения процесса очного взаимодействия людей с учетом вклада в него со стороны невербальных факторов. В реферате описываются такие основные аспекты и проявления языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация, мимика, невербальные параметры речи и т. д., что является ключевым моментом в раскрытии темы. В первой главе реферата непосредственно приводятся примеры неосознанного проявления невербальных средств коммуникации главных героев из рассказа А.П. Чехова “Дама с собачкой”, а также приводятся пояснения и комментарии к ним. Во второй главе описываются личность и характер героев рассказа, Дмитрия Дмитрича Гурова и Анны Сергеевны Дидериц.

 

1. Невербальные средства коммуникации главных героев

А) Жесты, позы Главными героями рассказа А.П. Чехова “Дама с собачкой” являются Дмитрий Дмитрич Гуров и Анна Сергеевна. Каков язык тела Дмитрия Дмитрича Гурова? Как он взаимодействует с окружающими людьми? Он ласково поманил к себе шпица, и когда, тот подошел, погрозил ему пальцем. Призыв, воля. Тогда он пристально поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и его обдало запахом и влагой цветов, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто? Эмоциональный жест, выражает эмоции и показывает состояние Гурова в тот момент, неискренность. На столе в номере был арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша. Спокойствие, расслабленное состояние. Он смотрел ей в неподвижные, испуганные глаза, целовал ее… И часто на сквере или в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Неискренность. Был нетерпеливо страстен, не отходил от нее ни на шаг. Выражает эмоции героя в тот момент. Он долго ходил по комнате и вспоминал, и улыбался, и потом воспоминания переходили в мечты. Душевный подъем. На улице он провожал взглядом женщин, искал нет похожей на нее… Эмоциональные переживания. И в следующие ночи он спал дурно, все сидел в постели и думал или ходил из угла в угол. Нервозность, переживания. Он вернулся к себе в номер и долго сидел на диване, не зная, что делать, потом обедал, потом долго спал. Эмоциональное истощение. Все время, пока публика входила и занимала места, Гуров жадно искал глазами. Нетерпение. Оба молчали. Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Испуг, робость, нерешительность. Повыше на площадке, два гимназиста курили и смотрели вниз, но Гурову было все равно, он привлек к себе Анну Сергеевну и стал целовать ее лицо, щеки, руки. Нетерпение. Он снял шубу внизу, поднялся наверх и тихо постучал в дверь. Неуверенность в своих действиях. Он подошел к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить… Спокойствие. – Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову. –Как? Защитный жест. А что насчет Анны Сергеевны? Дама взглянула на него и тотчас же опустила глаза. Скромность. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у нее блестели. Проявление интереса. Анна Сергеевна уже молчала и нюхала цветы, не глядя на Гурова. Задумчивость. У нее опустились, завяли черты и по сторонам лица печально висели длинные волосы, она задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине. Стыд, раскаяние. Она спрятала лицо у него на груди и прижалась к нему. Эмоциональный жест, поиск защиты. Она взглянула на него и побледнела, потом еще раз взглянула с ужасом, не веря глазам, и крепко сжала в руках вместе веер и лорнетку, очевидно борясь с собой, чтобы не упасть в обморок. Сильное эмоциональное потрясение, шок. Она пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, все оглядываясь на него. Интерес к Гурову, нежелание расставаться. Она была бледна, глядела на него и не улыбалась, и едва он вошел, как она уже припала к его груди, поцелуй их был долгий и длительный. Эмоциональный жест, выражает состояние героини. Она не могла говорить, так как плакала. Отвернулась от него и прижала платок к глазам. Сильное волнение.

Б) Фонационные средства Дмитрий Дмитрич Гуров: Пойдемте к вам… - проговорил он тихо. Нетерпение. Он говорил Анне Сергеевне о том, как она хороша, как соблазнительна… Неискренность. Он сидел на постели, покрытой дешевым серым, точно больничным одеялом, и дразнил себя с досадой: “Вот тебе и дама с собачкой… Вот тебе и приключение… Вот и сиди тут”. Разочарование, депрессивное состояние. – Но поймите, Анна, поймите… - проговорил он вполголоса, торопясь. Эмоциональное переживание. Говорил тихо и ласково. Спокойствие, расслабленное состояние. Гуров, сидевший тоже в партере, подошел к ней и сказал дрожащим голосом, улыбаясь насильно…Сильная нервозность, смущение, испуг. Анна Сергеевна: – Время идет быстро, а между тем здесь такая скука! - Сказала она, не глядя на него. Заигрывание. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку. Эмоции, волнение. – Погода к вечеру стала получше, - сказал он. - Куда же мы теперь пойдем? Не поехать ли нам куда-нибудь? Она ничего не ответила.Внутренняя борьба. – Пусть бог меня простит! – сказала она, и глаза у нее наполнились слезами. Сильное переживание. Когда она садилась в вагон курьерского поезда и когда пробил второй звонок, она говорила: - Дайте, я погляжу на вас еще… Погляжу еще раз. Выражает эмоциональное состояние героини. Она жаловалась, что дурно спит и что у нее тревожно бьется сердце, задавала одни и те же вопросы, волнуемая то ревностью, то страхом, что он недостаточно ее уважает.Сильное волнение. – Я так страдаю! – Продолжала она, не слушая его. Сильное переживание. – Вы должны уехать… - продолжала Анна Сергеевна шепотом. Сильное эмоциональное переживание. – Как вы меня испугали! – сказала она, тяжело дыша, все еще бледная, ошеломленная. Эмоциональное потрясение. – Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Жест выражающий эмоциональное состояние героини.  

2.      Личность и характер героев рассказа “Дама с собачкой” А) Дмитрий Дмитрич Гуров

Мы рассмотрели героя Дмитрия Дмитрича Гурова с точки зрения невербальной коммуникации, проникли в его мир языка тела. Но какова же сама личность и характер героя? Насколько он соответствует своему внутреннему миру и поведению?

Дмитрию Дмитричу Гурову около сорока лет. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. А он считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя.

В его внешности, в характере, во всей его натуре есть что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их, он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. Многократный опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, в конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось так просто и забавно.

В начале рассказа герой настолько не похож на того Гурова, каким он предстает перед нами в конце. Он меняется от человека бездушного, недалекого, не уважающего окружающих людей, в том числе и жену, к совершенно другому человеку, человеку, который способен любить "по-настоящему", чувствовать другого человека, жертвовать собой ради любви.

Почему произошли такие перемены? Почему герой иначе начинает воспринимать окружающий мир и людей вокруг него? Причиной послужила встреча с Анной Сергеевной и любовь, возникшая между ними. "Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих".

Довольно сложно сказать к какому герою относится Д.Д. Гуров: к положительному или отрицательному. Человек, запутавшийся в жизни, не знал для чего и для кого он живет, и только через любовь обрел смысл жизни.

Обращая внимание на поведение Гурова в начале рассказа, мы видим его беспокойное внутреннее состояние, о чем говорят часто повторяющиеся жесты: "пугливо огляделся" или "с оглядкой и страхом". Можно даже сказать, что это излюбленный его жест. Герой боится, что его кто-нибудь увидит и постоянно находится в напряжении. При этом он чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека. В этот момент все поведение Гурова носит "недостойный" характер.

"Ходил из угла в угол" – этот жест также повторяется довольно часто, что говорит о том, что главный герой находится в возбуждении, в задумчивости, ищет решение. Это говорит о сильнейшем волнении героя.

Необходимо отметить и то, что у главного героя рассказа “Дама с собачкой” Дмитрия Дмитрича Гурова жесты полностью совпадают со словесной информацией. Они ко всему этому помогают читателю понять душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания, психологический настрой. Б) Анна Сергеевна

Анна Сергеевна – женщина с довольно эмоциональным характером, который прослеживается в течение всего рассказа. Вся словесная информация Анны Сергеевны совпадает с ее жестами, которые носят сильно - эмоциональный характер.

Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С., где живет уже два года. Анна Сергеевна как-то неоднозначно относилась к своему мужу, с одной стороны она его любит, с другой стороны ее самолюбие задевает то, что ее муж лакей. Может быть он честный, хороший, порядочный человек, но он лакей.

Она еще недавно была студенткой, училась, в ней есть еще много не смелости, угловатости в смехе, в разговоре с незнакомыми. Должно быть, она первый раз в жизни была одна, на курорте, когда за ней ходят, и на нее смотрят, и говорят с ней только с одной целью, о которой она не может не догадываться.

Анна Сергеевна, к тому, что произошло у нее с Гуровым, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, как к своему падению. Она наивна, от нее веет чистотой, порядочностью, наивностью мало жившей женщины.

Все-таки есть в ней что-то жалкое.

  Заключение

В подведении итогов работы следует отметить то, что в рассказе А.П. Чехова “Дама с собачкой” встречается огромное множество жестов. Чехов всегда очень много и с большими подробностями описывает жесты, мимику, походку, фонационные средства коммуникации, что делает его творения бесподобными и интересными для чтения.

Герои этого рассказа очень много жестикулируют, что говорит об их эмоциональных характерах.

Интересно и то, что жесты в этом произведении тесно связаны с цветовой палитрой рассказа, в первой половине описывается синее море, южные пейзажи насыщенные красками, белый шпиц и многие другие детали, изображенные в ярких радужных красках, и жесты в этой части рассказа более эмоциональные, более насыщенные страстью курортного романа. Во второй части рассказа преобладают серые, грязные и унылые цвета, что сразу же сказалось на жестах главных героев, все жесты, мимика, позы покрылись какой-то унылостью, серостью и безысходностью.

В работе мы реализовали поставленную цель: ознакомились с природой языка тела и его возможностями для усовершенствования имеющихся навыков. Провели исследование в области невербальной коммуникации на примере рассказа А.П. Чехова “Дама с собачкой”, которое подтверждает важность и необходимость изучения аспектов человеческого поведения, связанных с функцией коммуникации.

В заключении стоит отметить то, что язык тела можно постигать всю жизнь. Это довольно удивительный и неповторимый невербальный аспект общения людей. Надеюсь, что в дальнейшем мы станем уделять этим аспектам общения более пристальное внимание, чем делали это до знакомства с этой наукой. Надеюсь также, что теперь нам удастся избавиться от чувства неловкости при обсуждении деталей, связанных с языком тела, которое испытывают многие люди. Мы станем рассматривать его как элемент необходимых человеку навыков, подобных умению читать, писать, слушать и говорить. Все перечисленные навыки поддаются совершенствованию, и в этом отношении язык тела ничем от них не отличается.

Таким образом, Чехов создал произведение достойное всестороннего исследования с точки зрения паралингвистики.

  Список литературы

1.      Гленн Вилсон Язык жестов. – Санкт-Петербург., Питер, 2000.

2.      Гордон Уэйнрайт Язык тела. – Москва., Гранд, 1999.

3.      А.П. Чехов Повести и рассказы. – Москва., Советская Россия, 1980.





Закачай шпаргалки по всем предметам в свой мобильник! Закачай школьные сочинения в свой мобильник и списывай на уроке литературы!


© 2004 - 2011, НаЭкзамен.ру. All right reserved.
По всем вопросам обращайтесь через форму обратной связи

Rambler's Top100